739 просмотров

Что нужно для развития digital-рынка в Узбекистане

Евгений Лукьянчиков
Директор по развитию бизнеса «Ситимобил»

В Узбекистане, как и во всем мире будут популярны тренды на увеличение бюджетов в digital. Мы увидим рост доли мобильного трафика и развитие e-commerce. Думаю, страна пока не поддержит только один тренд — супераппы, но это не большое упущение.

E-commerce не развит

Можно сказать, что E-commerce вообще нет в Узбекистане. Какую он занимает долю в продажах товаров? Думаю, 1%. В России доля этого рынка в интернете уже 30%, а бюджеты в digital-рекламу для большинства категорий товаров превысили телевизионные.

Чтобы развивать этот рынок, нужны значительные инвестиции в инфраструктуру, логистику, IT технологии, digital-специалистов, развитие интернет-платежей.

Этот бизнес нужно строить с нуля. Для примера, в России есть крупный интернет-магазин Ozon, операционно это убыточный бизнес по сей день, но в долгосрочной перспективе это инвестиция в будущее.

Преимущество Узбекистана в виде 80% мобильного трафика поможет сфокусироваться разработчикам на одной платформе — смартфонах. Им не нужно будет тратить время на разработку для ПК, это удобно и экономит ресурсы. Также можно развивать CRM-механики, как это делают мобильные игроки и мотивировать пользователей привязывать карты, экспериментировать с дизайном и дистрибуцией приложений.

Аудитория в Telegram

Я уже говорил, что местная аудитория зациклилась в Telegram. Для того, чтобы сломать пользовательский консерватизм, нужно развивать и обучать население использовать приложения, интернет-магазины с быстрой логистикой и электронной оплатой, в том числе с Apple Pay и Google Pay. Не стоит забывать о соцсетях и других многочисленных сервисах, которые есть за пределами мессенджера. Работы хватит всем — предпринимателям, инвесторам, государству и IT-специалистам с маркетологами.

Telegram уже сейчас влияет на половину всего, что связано с развитием интернета в Узбекистане. Есть только один игрок в мире, который имеет такую же власть — Google, и они знают, что с ней делать, так как шли к этому целенаправленно много лет. Думаю, Telegram не особенно заботит дальнейшее развитие событий в отдельно взятой стране.

На сегодня рынок digital в Узбекистане развивается по собственному никем не контролируемому пути в отрыве от всего мира. Я надеюсь, что со стороны крупных интернет-игроков в лице Telegram, Google, Yandex, Mail.ru Group и других будет больше внимания к стране и это поможет в появлении стратегии развития этой сферы.

Рауф Салаходжаев

«Внешний долг может стать драйвером экономического роста»

В ходе экономических реформ Узбекистана, начатых в 2017 году, наблюдается рост внешнего долга. Ведь экономика требует дополнительных средств для поддержки устойчивых темпов роста и структурных преобразований.


Евгений Можейко

«Рынок облигаций в Узбекистане находится в начале своего развития»

С 2019 года в Узбекистане было всего несколько успешных размещений облигаций. Для развития долгового рынка ценных бумаг и привлечения инвесторов республике нужны изменения в законодательстве. А компании, желающие привлечь средства на рынке капитала, должны задуматься о большей транспарентности. Рынок на старте


Станислав Притчин

Узбекистан превратился в совершенно другую страну

В этом году 24 октября в Узбекистане пройдут выборы президента республики. И хотя до объявления официальной даты начала предвыборной кампании в стране еще далеко, внимание экспертов сегодня приковано к деятельности главного кандидата на этот пост - действующего главы государства Шавката Мирзиёева. Связующее звено


Атабек Назиров

Узбекистану необходим развитый национальный финансовый рынок

В 2021 году в Узбекистане продолжается широкомасштабная программа по приватизации госактивов. От того, как она будет проведена, зависит не только будущее этих активов, но и в целом развитие экономики республики, ведь на продажу будут представлены предприятия, инвестировать в которые хотят многие желающие. Роль фондового рынка


Бобир Акилханов

Тренды инвестиций в 2021 году

В 2021 году главным трендом инвестиций будет e-commerce, в частности площадки для торговли. То, что должно было развиваться в Узбекистане 5-6 лет, коронавирус изменил за полгода. Не забывайте о молодом поколении, которое активно пользуется e-commerce. Рынок расставит все по местам