440 просмотров

Что нужно для развития digital-рынка в Узбекистане

Евгений Лукьянчиков
Директор по развитию бизнеса «Ситимобил»

В Узбекистане, как и во всем мире будут популярны тренды на увеличение бюджетов в digital. Мы увидим рост доли мобильного трафика и развитие e-commerce. Думаю, страна пока не поддержит только один тренд — супераппы, но это не большое упущение.

E-commerce не развит

Можно сказать, что E-commerce вообще нет в Узбекистане. Какую он занимает долю в продажах товаров? Думаю, 1%. В России доля этого рынка в интернете уже 30%, а бюджеты в digital-рекламу для большинства категорий товаров превысили телевизионные.

Чтобы развивать этот рынок, нужны значительные инвестиции в инфраструктуру, логистику, IT технологии, digital-специалистов, развитие интернет-платежей.

Этот бизнес нужно строить с нуля. Для примера, в России есть крупный интернет-магазин Ozon, операционно это убыточный бизнес по сей день, но в долгосрочной перспективе это инвестиция в будущее.

Преимущество Узбекистана в виде 80% мобильного трафика поможет сфокусироваться разработчикам на одной платформе — смартфонах. Им не нужно будет тратить время на разработку для ПК, это удобно и экономит ресурсы. Также можно развивать CRM-механики, как это делают мобильные игроки и мотивировать пользователей привязывать карты, экспериментировать с дизайном и дистрибуцией приложений.

Аудитория в Telegram

Я уже говорил, что местная аудитория зациклилась в Telegram. Для того, чтобы сломать пользовательский консерватизм, нужно развивать и обучать население использовать приложения, интернет-магазины с быстрой логистикой и электронной оплатой, в том числе с Apple Pay и Google Pay. Не стоит забывать о соцсетях и других многочисленных сервисах, которые есть за пределами мессенджера. Работы хватит всем — предпринимателям, инвесторам, государству и IT-специалистам с маркетологами.

Telegram уже сейчас влияет на половину всего, что связано с развитием интернета в Узбекистане. Есть только один игрок в мире, который имеет такую же власть — Google, и они знают, что с ней делать, так как шли к этому целенаправленно много лет. Думаю, Telegram не особенно заботит дальнейшее развитие событий в отдельно взятой стране.

На сегодня рынок digital в Узбекистане развивается по собственному никем не контролируемому пути в отрыве от всего мира. Я надеюсь, что со стороны крупных интернет-игроков в лице Telegram, Google, Yandex, Mail.ru Group и других будет больше внимания к стране и это поможет в появлении стратегии развития этой сферы.

Евгений Можейко

«Рынок облигаций в Узбекистане находится в начале своего развития»

С 2019 года в Узбекистане было всего несколько успешных размещений облигаций. Для развития долгового рынка ценных бумаг и привлечения инвесторов республике нужны изменения в законодательстве. А компании, желающие привлечь средства на рынке капитала, должны задуматься о большей транспарентности. Рынок на старте


Станислав Притчин

Узбекистан превратился в совершенно другую страну

В этом году 24 октября в Узбекистане пройдут выборы президента республики. И хотя до объявления официальной даты начала предвыборной кампании в стране еще далеко, внимание экспертов сегодня приковано к деятельности главного кандидата на этот пост - действующего главы государства Шавката Мирзиёева. Связующее звено


Атабек Назиров

Узбекистану необходим развитый национальный финансовый рынок

В 2021 году в Узбекистане продолжается широкомасштабная программа по приватизации госактивов. От того, как она будет проведена, зависит не только будущее этих активов, но и в целом развитие экономики республики, ведь на продажу будут представлены предприятия, инвестировать в которые хотят многие желающие. Роль фондового рынка


Бобир Акилханов

Тренды инвестиций в 2021 году

В 2021 году главным трендом инвестиций будет e-commerce, в частности площадки для торговли. То, что должно было развиваться в Узбекистане 5-6 лет, коронавирус изменил за полгода. Не забывайте о молодом поколении, которое активно пользуется e-commerce. Рынок расставит все по местам


Юрий Пак

Главные тренды рынка ритейла электротехники

В сентябре, когда нам разрешили работать, увидели, что отложенный спрос на продукцию вырос. Основных игроков пандемия почти не затронула. Да, компании закрывали магазины, но они не прекращали свою деятельность. Начать работу после карантина сравнимо с открытием новой точки. Преимущество здесь было только у филиалов с долгой историей работы, они просто раскачались быстрее. Выдержали пандемию