58 просмотров

Как коронавирус изменит кинопрокат и систему дистрибуции

Выживут только блокбастеры, а большинство премьер станут цифровыми

Коллаж: Вадим Квятковский

В 2019 году общемировой бокс-офис составил $42,5 млрд – это рекордный показатель за всю историю кинематографа.

В 2020-м доходы киноиндустрии сокрушительно упали. Для сравнения – сборы в Северной Америке в 2019 году составили $11,4 млрд, ожидания 2020-го – $3,4 млрд. В Поднебесной во время китайского Нового года в этом году кинотеатры заработали $4,2 млн, прошлогодний показатель того же периода – $1,76 млрд.

Во многих странах кинотеатры прекратили свою работу из-за COVID-19 и продолжают оставаться закрытыми. Студии решили больше не откладывать премьеры и начали подстраиваться под новые реалии.

Первый пошел

Пионером стала компания Universal – ее мультфильм «Тролли. Мировой тур» вышел и в «цифру» (на интернет-видеосервисах), и в кинотеатры (там, где они были еще открыты). Стоимость просмотра премьеры онлайн составляла $20. До пандемии вариант одновременных кинорелиза и цифровой премьеры был невозможен. Ранее выход в Сеть мог случиться лишь после того, как фильм отработает свое в прокате (минимум три месяца).

Свои самые кассовые проекты – «Форсаж-9» и 25-ю серию Бондиады под названием «Не время умирать» Universal пока держит для кинотеатров. В то же время киностудия договорилась со знаменитой сетью кино­театров AMC о новом стандарте для кинопроката и сократила окно между офлайн- и онлайн-премьерой до 17 дней. Решение революционное – до эпидемии коронавируса продюсеры тщетно просили кинотеатры сузить время этого окна с 90 дней хотя бы до 30.

Остальные студии присоединились к реформаторам. В начале августа даже такой гранд-игрок и обладатель самых кассовых франшиз, как Disney (а ему меньше всех выгодны цифровые премьеры), объявил о решении выпустить блокбастер «Мулан» (бюджет $200 млн) на платформе Disney+, предложив его в прокат за $29,99 по системе PVOD (премиальный просмотр контента дома). Шаг оправданный, если учесть, что за девять месяцев с момента своего появления в ноябре 2019 года стриминг уже заработал 60 млн подписчиков и в данный момент приблизился к тем KPI, которые ставились на 2024 год. Кроме того, «Мулан» мог и не добрать в прокате – ведь его предлагают бойкотировать еще со съемочного периода. Сначала причиной была исполнявшая главную роль актриса – она поддержала полицию Гонконга в борьбе с демонстрантами. Сейчас, после премьеры, есть новый повод для бойкота – в титрах выражается благодарность руководству Синьцзяня, а в этом регионе, по сообщениям мировой прессы, находятся лагеря перевоспитания для мусульман.

Что такое VOD?

VOD расшифровывается как video on demand, то есть это видео по запросу, система индивидуальной доставки абоненту ТВ-программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой, эфирной телевизионной или интернет-сети. Другими словами, это возможность смотреть любимый киноконтент онлайн, не выходя из дома, на стриминговых сервисах, различных интернет-площадках, в онлайн-кинотеатрах. VOD-платформ десятки: Netflix, Disney+, Hulu, Amazon Prime Video, ivi, ОККО, Megogо YouTube, Apple TV и др.

На рынке видеосервисов существует несколько моделей VOD:

• PVOD (premium video on demand) – это премиальная аренда контента, когда можно посмотреть любой фильм, даже из разряда кинособытий, не выходя из квартиры и неограниченное количество раз. Причем по цене одного билета в кинотеатр, примерно $20 за 48-часовую аренду;

• TVOD (transactional video on demand) – эконом-вариант аренды контента в течение ограниченного времени, часто с возможностью смотреть лишь ограниченное количество раз;

• SVOD (subscription video on demand) – система подписки, когда пользователь получает доступ к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров;

• AVOD (advertising video on demand) – воспроизведение контента сопровождается рекламой;

• EST (electronic sell-through) – пользователь получает возможность просмотра единицы контента в течение неограниченного времени без ограничения по просмотрам (продажа контента).

Как работала система проката раньше?

Система относительного перемирия между кинотеатрами и VOD-площадками складывалась десятилетиями, ведь кинотеатрам приходилось конкурировать то с широким распространением ТВ, то с кабельными каналами, то со стримингами. До последнего времени удавалось договориться о следующем: сначала фильм выходит в кинотеатре и держится там не менее 90 дней (таковы правила в США), потом он появляется на платных стримингах и только после всего этого – в бесплатном телеэфире с рекламой.

Развитие потоковых сервисов, обладающих собственным контентом, слегка подрезало кинопрокатный «пирог», но принципиальные договоренности сохранялись прежними.

К тому же кинотеатры во многих странах защищены законом. К примеру, во Франции между выпуском фильма в кино и выходом его в стриминг должно пройти три года. Как раз из-за этого условия часть выпущенных Netflix картин ушла из конкурса Каннского кинофестиваля, защищающего интересы французских кинотеатров, на Венецианский.

Отдельный пункт – авторское кино. Для кинопроката его покупают мало и довольно осторожно. Оно всегда продвигалось через участие картин в фестивалях: в Каннах, Венеции, Берлине, Торонто и т.д. Для продюсеров арт-хауса это главные площадки для продажи прав и заключения ключевых сделок. Из-за пандемии часть фестивалей отменили, часть – провели в урезанном или онлайн-формате, поэтому сделок было заключено намного меньше обычного.

Как будет работать система проката теперь?

Локдауны и возможная вторая волна коронавируса диктуют смешанную схему дистрибуции – теперь большинство фильмов, кроме самых кассовых, с большой вероятностью будут выпускать если не одновременно в кинотеатрах и в формате PVOD, то с минимальной разницей по времени. Аналитик компании MoffetNathanson Роберт Фишман уверен, что окно между релизом в прокате и цифровой премьерой существенно сократится, и не исключено, что даже меньше, чем до 17 дней, о которых договорилась Universal.

Такие условия, скорее всего, станут причиной закрытия некоторых кинотеатров. На рынке останутся только те, у которых есть «подушка безопасности» – к примеру, если они входят в состав корпораций с диверсифицированным бизнесом, или если их поддерживает государство. Уже звучат предположения, что ряд разорившихся кинотеатров в США выкупят Disney или Netflix, чтобы показывать там исключительно свои проекты. Тем более, что в Соединенных Штатах с 2020 года отменены так называемые «парамаунтовские соглашения», которые еще с 40-х годов прошлого века запрещали студиям покупать кинотеатры.

Российский кинокритик Мария Кувшинова, вслед за западными коллегами, предрекает значительное обеднение кинопрокатной сетки – во-первых, из-за того, что часть съемок сейчас заморожена и, к примеру, в 2022-м будет попросту нечего показывать аудитории. Во-вторых, кинотеатрам станет выгодно показывать только тентполы и блокбастеры (и то, и другое – это дорогостоящие проекты, которые могут заработать большую кассу). Для картин же с меньшим бюджетом выход в большой прокат станет непосильной роскошью. Все среднебюджетные, по голливудским меркам, фильмы (а это картины с бюджетом от $50 до $100 млн) будут за каких-то три недели перебираться с экранов на стриминги и VOD. Все «второстепенное» кино сразу же отправится на стриминг-платформы. Исключение составит лишь авторское фестивальное кино с шансами на «Оскар».

kak-koronavirus-izmenit-kinoprokat-i-sistemu-distribucii_1.jpg

 
90 просмотров

Три самых оригинальных азиатских сериала

Боевик по идее Брюса Ли, зомби-хоррор про древнюю Корею и японский байопик о порнорежиссере

«Королевство». Фото: Netflix

Все больший интерес зрителей к национальным проектам подвиг американцев снимать успешные азиатские сериалы. В прошлом году канал Cinemax выпустил великолепного «Воина», а затем сразу заказал второй сезон сериала, где, к слову, снялись казахские каскадеры и актеры. Netflix же порадовал выпуском двух сезонов корейского «Королевства» и одного сезона японского «Голого режиссера». 

«Воин» (Warrior) 

tri-samyh-originalnyh-aziatskih-seriala1.jpg

Съемки первого сезона китайско-американского проекта, превосходного криминального экшн-сериала «Воин», созданного в стиле старых китайских боевиков, были инициированы дочерью знаменитого мастера боевых искусств, актера и кумира миллионов Брюса Ли – Шеннон. Концепция сериала, придуманная ее отцом еще в 70-х годах прошлого века, оказалась и сегодня как нельзя кстати. Это история о приехавшем в Америку китайском мигранте, который попал в криминальную группировку. Несмотря на то, что фильм рассказывает о Сан-Франциско конца XIX века, это еще одно очень современное высказывание о расизме, ксенофобии, американской истории и участии в ней китайцев.

Исполнительным продюсером проекта стал небезызвестный Джонатан Троппер, ранее работавший c экшн-сериалом «Банши», который любители боевиков считают образцом жанра. Также для съемок «Воина» был приглашен один из самых кассовых киномейкеров современности – американский режиссер, родившийся на Тайване, Джастин Лин. Он известен как постановщик четырех частей «Форсажа» (с третьей по шестую), сериала «Настоящий детектив» и нового «Стартрека».

Главной звездой сериала стал потрясающий британский актер и каскадер с японскими корнями Эндрю Кодзи. Пожалуй, 33-летний Кодзи сегодня самый интересный азиат из всех современных актеров. Во всяком случае, популярному Генри Голдингу из «Безумно богатых азиатов» он дает фору уж точно. Кодзи не только обладает драматическим талантом (чувствуется его британская театральная школа), но и превосходно дерется, как в старых фильмах с незабвенным Брюсом Ли. Актер долгое время занимался таэквондо, карате, кикбоксингом, кунг-фу, также обучался боевым искусствам в Шаолиньском монастыре. В сериале «Воин» Кодзи во всех сценах снимается сам, без участия дублеров. Все 10 эпизодов первого сезона снимали в Кейптауне (ЮАР). Отснятое оказалось столь удачно, что проект продолжили. 2 октября этого года на Netflix состоится его долгожданная премьера. 

Сериал «Воин» рассказывает о молодом амбициозном китайце, мастере боевых искусств, в совершенстве владеющем еще и английским языком, Ах Саме. Он ищет сестру, сбежавшую в США, и прибывает вместе с многочисленными мигрантами в порт Сан-Франциско. Ему приходится продемонстрировать местным задирам пару приемов, после чего Ах Сама продают преступной группировке, одной из трех самых могущественных тонг в местном Чайна-тауне. Сестру Ах Сам все же находит, но она уже не просто девушка, а правая рука главаря из конкурирующей банды, что все осложняет.

Передел власти в Чайна-тауне, кровавые войны китайских мафиозных групп плюс открытый расизм со стороны ирландских рабочих, которые оказались не у дел из-за ввезенной в страну дешевой китайской рабочей силы – все это делает сериал очень насыщенным. В течение всех 10 эпизодов там льются реки крови, искрят любовь и семейные разборки и каждые пять минут происходят драки. Эффектный мордобой и изобретательные трюки, пожалуй, главное достоинство сериала.

Надо отдать должное и атмосфере, созданной в «Воине». Она живописна и экзотична – жизнь Чайна-тауна тех лет там представлена во всей красе: публичные дома с восточными дивами, которыми руководит роковая красотка с мужским характером, темные опиумные салоны, коррупционерствующие полицейские… Авторы смогли создать прекрасный ретростиль, в котором есть немного от «Банд Нью-Йорка» Скорсезе, немного от «Больницы Никербокер» Содерберга (это сериал про развитие медицины и хирургии в Америке) и много от олдскульных китайских кунг-фу-фильмов с Брюсом Ли. Кто-то вспомнит крутые индонезийские боевики типа «Рейд» – и тоже не ошибется. Одним словом, любителям экшна смотреть сериал «Воин» обязательно.

«Королевство» (Kingdom)

tri-samyh-originalnyh-aziatskih-seriala2.jpg

Необычный, экзотичный и очень смотрибельный сериал от корейских кинематографистов был заказан Netflix на два сезона. Это история, якобы развивающаяся в средневековой Корее эпохи Чосон (такое государство существовало с 1392 по 1897 год). По сюжету после очередной тяжелой для Чосона войны наступают смутные времена. В стране царит голод и бедность, кругом коррупция, а старый император с каждым днем слабеет и теряет власть. 

Глава государства берет в жену молодую избранницу из могущественного клана Чо, жаждущего правления. Новоявленная супруга ждет ребенка – наследника престола, а пока власть находится в транзитном положении, король заболевает. Но болезнь скрывают от подданных, а к монарху не допускают никого, кроме королевы, ее отца-советника и придворного лекаря. Единственный, кого по-настоящему заботит состояние отца – это молодой принц-бастард, сын короля и наложницы Ли Чхан, но и ему закрыт доступ в покои правителя. Он решает сам узнать, что с отцом, у того самого врачевателя, который почему-то скоропалительно уезжает из дворца. Но когда принц оказывается у цели, выясняется, что страна уже давно охвачена зомби-эпидемией и первая жертва – это старый император, которому просто не дают умереть, пока не родится наследник.

Незаурядный сценарий, заинтересовавший Netflix, был создан на основе оригинальной манги The Kingdom of the Gods. Ее автор, известная в Корее Ким Ын-хи, написала и сценарий «Королевства». Ранее девушка работала над еще одним корейским хитом, популярным детективным сериалом «Сигнал». Режиссером «Королевства» стал автор не самых удачных ромкомов и триллеров Ким Сон-хун. Несмотря на отсутствие опыта в создании масштабных полотен, с задачей снять по-своему эпичное кино он справился. Учитывая масштабы, это похвально – не зря «Королевство» называют корейской «Игрой престолов».

tri-samyh-originalnyh-aziatskih-seriala2_1.jpg

В сериале очень много декораций и массовки. Это не только актеры в роскошных исторических костюмах, но и те, кто играет зомби – у них сложнейший грим и все, даже хореография движений, продумано в лучших традициях социальной зомби-драмы «Поезд в Пусан». Для съемок «Королевства» были построены целые деревни и крепости. Говорят, съемка одной серии обходилась в рекордные $1,78 млн.

Правда, если первый сезон «Королевства» – это тщательно отснятая история, прекрасный микс жанра зомби и костюмной исторической драмы и, если хотите, даже настоящее политическое высказывание с довольно ясным социальным месседжем (корейцы без этого – не корейцы), то второй сезон проекта – уже неубедительная попытка развить историю из первой части, причем, нарушая придуманные в первом сезоне правила.

Но даже вышеперечисленное не мешает назвать «Королевство» одним из самых ярких и оригинальных среди всех современных сериалов. Интересно, что авторы сумели вписать свой выдуманный мир в реальный исторический контекст того времени: в фильме можно отследить последствия чудовищной войны с Японией, разорившей страну, коррупцию локальной знати, даже споры о положении конфуцианских ученых в Корее. Лучшего повода изучить корейскую историю и не придумаешь.

«Голый режиссер» (The naked director)

tri-samyh-originalnyh-aziatskih-seriala14.jpg

Выпустив забавный полупорнографический байопик, посвященный японскому порнокоролю, режиссеру Тору Мураниси, который перевернул в 1980-х представление об индустрии в одной отдельно взятой стране, стриминговый гигант Netflix открыл интересную территорию – историю развития мировой порнографии, в данном случае на примере Японии. Ведь если отвлечься от представленного нам художественного вымысла вперемешку с настоящими историческими фактами и всех этих «горячих сцен» (а их там много, так что к просмотру допускаются зрители строго 18+), то сериал «Голый режиссер» – это не что иное как исследование на любопытную тему. В нем рассказывается, как менялись стандарты «кино для взрослых», что влияло на спрос и как человечество пришло к тому, к чему пришло. Забавно, но в ретроспективе порно 80-х выглядит чуть ли не целомудреннее, чем некоторые современные фильмы, взять творчество того же Гаспара Ноэ.

Что касается биографии Мураниси, то она действительно из числа неординарных. Он зарабатывал миллионы, а потом разорялся до нитки. Его семь раз сажали, но он выходил и снова снимал свои фильмы. Однажды он решился на отчаянный жест – снял порно с американской актрисой в самолете над Перл-Харбором, после чего его арестовали, а затем кое-как вызволили из гавайской тюрьмы.

Итак, Япония 80-х. Глава семейства, отец двоих детей, неудачник по жизни и не самый лучший в мире продавец английских словарей Тору Мураниси учится «впаривать» книги. Когда его «учитель», обычно впечатляющий покупателей знанием творчества Хичкока и Ричарда Баха, исчезает с кассой компании, Мураниси остается без работы. Придя домой, горе-продавец застает жену с любовником. Под впечатлением от этого события он идет в кабак, чтобы напиться, и знакомится там с продавцом порнозаписей. Вместе они сколотят компанию и пройдут через криминальные разборки, цензуру и японскую мораль. Все это происходит в настоящей японской атмосфере: ночной Токио, джаз-клубы, живописные якудза и специфический порой юмор.

В сериале приключения Мураниси поданы через юмористический фильтр, хотя в его жизни не все бе­облачно. Любопытно, что даже в такой материал авторы умудрились вплести большую любовную линию: между режиссером и одной из его актрис – японской Чиччолиной, порноартисткой Каору Куроки, которая, к слову, до сих пор жива и здравствует, как и сам Мураниси. В отличие от нынешних порномоделей, Куроки была из идейных, настоящая интеллектуалка с хорошим образованием. Она изучала историю искусств, хорошо знала кино, любила творчество Бергмана и Бертолуччи, пропагандировала сексуальное раскрепощение женщин, а прославилась тем, что не брила подмышки в знак того, что в человеке все должно быть естественным. Порно она считала видом искусства и никогда не стеснялась своего амплуа. 

 

kursiv_kz.jpg