1 просмотр

Таджикистану выделят $110 млн на усовершенствование энергосетей

Рассказываем, что еще произошло в странах Центральной Азии за неделю

Фото: Pixabay

Таджикистану выделят $110 млн на усовершенствование энергосетей. «Курсив» подготовил обзор значимых экономических и финансовых событий, произошедших за неделю в странах Центрально-Азиатского региона. В Кыргызстане снимут запрет на экспорт скота. Туркменистан стал лидером по экспорту газа в Китай.  

Больше кредитов

Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития выделят $110 млн для поддержки устойчивого энергоснабжения в Таджикистане. Деньги направят на повышение эффективной работы распределительных сетей республики: внедрение передовых систем учета электричества и усовершенствование энергосетей. Пакет помощи состоит из кредита ЕБРР в размере до $25 млн и гранта АБР в размере $85 млн. Ожидается, что реализация проекта позволит снизить объем потерь в электроэнергетических сетях и сократить вредные выбросы в атмосферу.

Азиатский банк развития выделит Кыргызстану $80 млн. Из них $69.3 млн — льготный кредит под процентную ставку 1%, $10,7 млн — грант. Выплачивать кредит страна будет 24 года. Деньги поступят в Гарантийный фонд. После этого деньги будут предоставлять в виде кредитов на развитие малого и среднего бизнеса. 

Цены вверх

В Узбекистане подорожала морковь. По данным Минсельхоза, это произошло из-за того, что весной было холодно и высадка задержалась. Соответственно, урожай созрел позже, чем обычно. Это стало причиной паузы в поставках нового урожая на рынки и временного повышения цен. Сейчас же в стране начался сбор урожая. Поэтому в Минсельхозе прогнозируют снижение цен к концу июня. К слову, в РУз морковь высаживают 4 раза за год. В этом году планируется посадить плод на общей площади 124,4 тыс. га, что на 18,2 тыс. га больше, чем в прошлом году. Ожидаемая урожайность – 2,3 млн тонн, тогда как годовой спрос населения составляет 800 тыс. тонн, остальной объем направляется на экспорт и переработку.

В Кыргызстане продолжается рост цен на товары. За месяц в стране фрукты и овощи подорожали. При этом овощи подорожали на 19,5%, фрукты — на 6,4%. Больше всего выросли в цене морковь — в 1,6 раза, картофель — на 36,3%, абрикосы — в 2,2 раза и яблоки — на 15,4%. В Бишкеке розничные цены на картофель превысили среднереспубликанский показатель – 58,44 сома. 

Также в стране растут цены на бензин. За месяц стоимость поднялась на 1–1,5 сома. Сейчас цена бензина Аи-92 в среднем составляет 50 сомов за литр. При этом нефтетрейдеры прогнозируют, что до конца месяца топливо подорожает еще на 2%. 

Новые запреты

В Кыргызстане запретили экспорт некоторых сельхозтоваров за пределы ЕАЭС. Теперь запрещено вывозить пшеницу, муку, сахар, рис, растительное масло, яйца, а также корм: сено, комбикорм, ячмень и кукурузу. Такое решение приняли в правительстве, чтобы обеспечить продовольственную безопасность. 

При этом в Кыргызстане с 8 июля снимают запрет на экспорт домашнего крупного рогатого и мелкого рогатого скота. Также власти решили освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) импортные сахар, растительное масло и мясо. 

Туркменский газ

Туркменистан стал лидером по экспорту газа в Китай по итогам второго квартала 2021 года. Об этом говорят статистические данные китайской таможни. Отмечается, что в апреле Китай закупил около 4,2 млрд кубометров газа, из них почти 2,6 млрд кубов – из Туркменистана. Среди других стран-поставщиков: РФ (487 куб. м), Казахстан (617 млн куб. м), Мьянма (318 млн куб. м) и Узбекистан (229 млн куб. м). При этом самое доступное «голубое топливо» сейчас в России – $148 за 1 тыс. куб. м. Другие экспортеры отправляли свой газ по более высоким ценам: Туркменистан – $216, Казахстан и Узбекистан – $179, Мьянма – $347.

Золотые запасы

Валовые международные резервы Кыргызстана за два месяца выросли на $262,3 млн. По итогам мая 2021 года резервы достигли $2,9 млрд. За месяц они увеличились на $108,81 млн. Напомним, Нацбанк использует резервы для сглаживания резких колебаний на валютном рынке. В 2020 году НБ КР провел 29 интервенций, продав $467,1 млн. С начала текущего года Нацбанк провел пять интервенций, где продал $208,2 млн.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

 
1003 просмотра

Как Узбекистан реформирует ипотечное кредитование

Республика предоставила банкам долгосрочные кредиты в местной валюте с фиксированной ставкой

Фото: Илья Ким

Узбекистан сокращает долю жилищных госпрограмм в пользу рыночной ипотеки. Для того чтобы банки могли увеличить число коммерческих ипотечных продуктов, государство предоставило им долгосрочные кредиты в местной валюте с фиксированной ставкой.

Ипотечный портфель узбекистанских банков на начало года составлял 28,6 трлн сумов ($2,7 млрд), ипотечные кредиты есть у 240 тыс. узбекистанцев (примерно 0,7% населения республики).

Для сравнения: ипотечный портфель казахстанских банков на 1 января 2021 года составлял более 2,3 трлн тенге ($5,6 млрд). Количество кредитов на приобретение или ремонт жилья или приобретение земельных участков – более 270 тыс., сообщали представители Первого кредитного бюро на пресс-конференции в первой половине февраля.

В 2020 году Узбекистан начал реформу ипотечного сектора, которая должна сделать более доступной коммерческую ипотеку. В 2019 году большая часть кредитных квартир и домов в республике приобреталась по различным жилищным госпрограммам – такие займы в общем объеме ипотечной массы составляли 83%. И 17% приходились на рыночную ипотеку с «дорогими» условиям: годовая ставка – 26–32%, первоначальный взнос – от 20%, срок погашения – до 10 лет.

За счет чего подешевела коммерческая ипотека

Ограниченный доступ коммерческих банков к долгосрочному (более одного года) финансированию являлся главным фактором, который тормозил развитие ипотечного рынка в Узбекистане.

Министерство финансов РУз совместно с Азиатским банком развития (АБР) разработал концепцию «Программы развития сектора ипотечного рынка в Узбекистане на 2019–2021 годы», в рамках которой предусматривается выделение АБР займа в размере $200 млн «на создание устойчивой системы долгосрочного ипотечного финансирования на основе рыночных принципов». Первый транш в размере $50 млн был направлен на реформирование государственной системы жилищных субсидий. Остальные $150 млн АБР предоставит банкам в виде займа финансового посредничества.

Но первые длинные деньги для финансирования ипотечных кредитов в банках разместил Минфин Узбекистана – по ставке 15–16% годовых на 15 лет – из средств, предусмотренных в бюджете на финансирование программ строительства жилья. В госбюджете-2020 из 86,4 трлн сумов ($6,9 млрд по курсу на 31.12.2019), предусмотренных на социальные расходы, 1,9 трлн сумов ($200,4 млн) предлагалось направить на реализацию программы строительства жилых домов через поддержку ипотеки. Именно эти деньги банки используют для выдачи ипотечных кредитов на новостройки при условии, что максимальная маржа банков не должна превышать 8% годовых, поэтому верхний порог ипотечной ставки теперь составляет 24%. На практике она обычно ниже, конкретный процент зависит от региона, где приобретается жилье.

Получить деньги от Минфина на выдачу ипотечных кредитов банк может, если его долгосрочный кредитный рейтинг на уровне не ниже «B» по версии Fitch Ratings или Standard & Poor’s или «B2» по версии Moody’s Investors Service. Обязательным является наличие у фининститута положительного аудиторского заключения за последние три года. Регулятивный капитал банка должен составлять не менее 500 млрд сумов ($47,5 млн). Также в финучреждении должен быть четко прописан порядок выдачи ипотечных кредитов по новым правилам.

В 2020 году требованиям соответствовали 14 из 32 действующих в республике банков, и в них было размещено более 1,7 трлн сумов ($169,1 млн). Больше половины всех средств получили три фининститута – Ипотека-банк, Кишлок курилиш банк и Узнац­банк, собственником которых является государство.

Без государственной поддержки рыночная ипотека в Узбекистане пока существовать не сможет, говорит международный эксперт по финансам и банковскому сектору, партнер Finoko consulting Диляра Джафарова. «Ипотечное кредитование преду­сматривает длительные сроки погашения кредитов. Для того чтобы не подвергать банк излишнему риску ликвидности при формировании портфеля ипотечных ссуд, нужна пассивная база соответствующего длинного срока. Пассивная база, которая используется для финансирования ипотечного кредитования, формируется из средств, привлеченных в сумах, а это в основном средства вкладчиков – физических и юридических лиц. Однако средний срок депозитов в нацио­нальной валюте не превышает двух лет, а максимальный срок размещения равен пяти. В текущей экономической ситуации у банков Узбекистана нет длинных денег в национальной валюте. Поэтому без государственной поддержки решить этот вопрос масштабно для банков оказывается практически невыполнимой задачей», – объясняет эксперт.

Эстафету предоставления узбекистанским банкам длинных денег у Минфина должна подхватить Компания по рефинансированию ипотеки Узбекистана (КРИУ). Ее основная задача – привлекать финансовые ресурсы на отечественном и международном рынках капитала и направлять их на рефинансирование ипотечных кредитов; предоставлять на основе рыночных принципов финансовые ресурсы коммерческим банкам на выдачу ипотечных кредитов. Кроме того, КРИУ должна заниматься организацией выпуска ценных бумаг, в том числе ипотечных, и их размещением среди инвесторов. Сейчас, несмотря на значительный портфель ипотечных ссуд, узбекистанские банки не могут использовать их для выпуска корпоративных облигаций или ценных бумаг с ипотечным покрытием из-за высоко субсидируемых процентных ставок.

Учредителями КРИУ выступили узбекистанский Минфин и 12 банков, уставный капитал компании сейчас составляет 100 млрд сумов.

На первом этапе КРИУ предоставляет кредиты коммерческим банкам за счет средств Азиатского банка развития. Средства, которые банки получают от КРИУ, можно выдавать в виде ипотечных займов не только под первичное жилье, но и под вторичное. Такие кредиты узбекистанские банки (пока только семь) начали выдавать осенью 2020 года, и почти все из них – 325 из 333 – были выданы на приобретение вторички.

 

kak-uzbekistan-reformiruet-ipotechnoe-kreditovanie1.jpg

Новый порядок

Так называемый новый порядок обеспечения населения жильем за счет ипотечных кредитов на основе рыночных принципов разрешил банкам выделять ипотечные кредиты на приобретение на первичном рынке жилья квартир в домах, построенных частными подрядными организациями за счет собственных средств и кредитов коммерческих банков.

Для сравнения: по льготной ипотеке граждане могли приобрести квартиру только в строго определенных домах. Как правило, это были типовые застройки с отделкой в отдаленных районах.

Также новый порядок разрешил банкам выделять физическим лицам ипотечные кредиты на приобретение на первичном рынке жилья квартир в домах, построенных частными подрядными организациями, без условия сдачи под ключ, то есть без проведения отделочных работ.

Словосочетание «частные подрядчики» постоянно упоминается в указе «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов ипотечного кредитования» потому, что строительство домов по госпрограмме вели только утвержденные в ней застройщики – компании «Кишлок курилиш инвест» и «Узшахар курилиш инвест». Даже в 2020 году, когда в ипотеку стало доступно жилье от частных застройщиков, больше половины жилищных займов (56,1%) было выдано на покупку квартир, построенных упомянутыми компаниями.

Также новый, «рыночный» порядок выдачи ипотеки повысил предельные суммы ипотечных кредитов – они пересматриваются ежегодно и разнятся в городской и сельской местности, для Ташкента – отдельный лимит. В 2020 году максимальная сумма «рыночной» ипотеки в столице Узбекистана составила 264 млн сумов ($25 тыс.) для двухкомнатной квартиры и 352 млн сумов (немного более $33 тыс.) – для трехкомнатной. Напомним, что средняя зарплата в Узбекистане в 2020 году составляла 2,6 млн сумов ($253,7). В 2021 году предельные суммы ипотечных кредитов сохранились на том же уровне.

Еще одно правило нового порядка выдачи ипотеки: в случае снижения ключевой ставки процент по займам будет снижен, а при увеличении – сохранится на прежнем уровне. Сейчас базовая ставка в Узбекистане составляет 14%.

Срок ипотеки – не более 20 лет.

kak-uzbekistan-reformiruet-ipotechnoe-kreditovanie2.jpg

Выдавай, не скупись

В 2020 году в Узбекистане было выдано более 77 тыс. ипотечных кредитов на 9,1 трлн сумов. Ипотеку по «рыночному порядку» получил примерно каждый десятый заемщик, при этом в денежном выражении в общей массе кредитов доля такой ипотеки составила 19%.

Среди регионов лидерами по объему выданных рыночных ипотечных кредитов стали Самаркандская область, ее жители получили от банков 422 млрд сумов ($40,1 млн), Ташкент – 343 млрд сумов ($32,6 млн) и Ферганская область – 174 млрд сумов ($16,5 млн).

Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам с низким уровнем дохода государство выплачивает субсидии из бюджета на компенсацию части первоначального взноса, или процентов по ипотечному кредиту, или того и другого.

В прошлом году субсидии на рыночную ипотеку, по данным Минфина, получили 2 659 граждан из 7 927 заемщиков, которым выплатили 66 млрд сумов ($6,2 млн). Большая часть средств пошла на субсидирование первоначального взноса, а остальные – на погашение процентов по кредитам.

Программа развития ипотечного рынка в Узбекистане предполагает, что именно такой подход заменит большую часть госпрограмм о доступном жилье. Тем более что несколько предыдущих лет показали: несмотря на заметные усилия узбекистанского правительства, нацеленные на решение квартирного вопроса, дефицит жилья в республике не только не сокращается, но даже ежегодно увеличивается, а госпрограммы себя не оправдывают. Теперь Узбекистан делает ставку на рыночные решения.

Правительство РУз планирует постепенно сокращать свою прямую роль в предоставлении долгосрочного финансирования для жилищного ипотечного кредитования, отменять субсидирование процентных ставок и устранять другие искажения в финансовом секторе.

Растущий спрос на жилье в Узбекистане является, по оценке АБР, результатом роста населения и многих лет недостаточного инвестирования в жилищный сектор. Узбекистану необходимо ежегодно строить 145 тыс. новых единиц жилья до 2040 года, чтобы не отставать от формирования новых домохозяйств и замещать старый жилищный фонд, при этом большая часть нового жилья необходима в городских районах.

За год существования рыночной ипотеки по новому порядку кредитование строительной отрасли коммерческими банками в Узбекистане выросло на четверть.

kak-uzbekistan-reformiruet-ipotechnoe-kreditovanie3.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

 

kursiv_kz.jpg