Uzbekistan Airports переходит от старой системы к новому уровню обслуживания

Опубликовано (обновлено )
Заместитель главного редактора
Руководитель компании Рано Джураева дала интервью «Курсиву»

Единый оператор по управлению международными аэропортами Узбекистана – компания Uzbekistan Airports планирует довести пассажиропоток в воздушных гаванях республики до 5 млн в 2021 году. Это почти сопоставимо с уровнем допандемийного 2019 года. Основная цель предприятия – сделать аэропорты республики конкурентоспособными. Об этом «Курсиву» рассказала руководитель предприятия Рано Джураева. О том, как выполняется программа развития Uzbekistan Airports – в материале «Курсив Guide».  

Uzbekistan Airports основана в республике относительно недавно, 15 августа компании исполнилось всего два года. Создавалось предприятие на базе национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», которая отвечала и за перевозки, и за обслуживание пассажиров и грузов в аэропортах. Для привлечения в отрасль инвестиций и повышения конкурентоспособности два направления решили разделить. Появились два АО – Uzbekistan Airports и Uzbekistan Airways. 

В женские руки 

В феврале 2021 года правление АО «Uzbekistan Airports» возглавила Рано Джураева. Ранее она управляла российским ООО «С7 Космические Транспортные Системы» (S7 Space). На сайте этого предприятия Джураева характеризуется как «одна из сильнейших менеджеров в отрасли». До этого она была ген­директором Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры «Роскосмоса», занималась проектами по развитию аэропорта Домодедово и работала на других руководящих позициях в сфере авиации и инфраструктуры. 

19 апреля 2021 года Рано Джураева презентовала лидеру Узбекистана Шавкату Мирзиёеву проекты по развитию Uzbekistan Airports. А уже 30-го числа президент подписал постановление «О мерах по трансформации и поддержке предприятий гражданской авиации». Документ содержит дорожную карту развития компании в 2021–2022 годах. 

«Руководством страны передо мной поставлена задача сделать аэропорты современными и конкурентоспособными, и я предложила стратегию, как это сделать. Прежде всего, конечно, аэропорты нужно осовременить и сделать конкурентоспособными в своей основе – в экономике. Основное внимание в этом вопросе уделяется формированию себестоимости каждого вида услуг, каждого вида работ по обслуживанию воздушных судов и пассажиров», – сказала Рано Джураева «Курсиву».  

Акционерное общество сегодня управляет всеми 11 международными аэропортами республики. «Конечно, ответственность очень высокая, и в этом плане еще накладывается то, что мы все сейчас существуем в условиях пандемии и определенных ограничений. Но это хорошее время, чтобы проводить масштабные реформы, потому что нет такого большого накала в перевозках. С другой стороны, есть время и возможность провести реформу внутри экономики самой компании, и мы уделяем этому большое внимание», – отметила глава Uzbekistan Airports. 

Работа с прибылью

Основные направления дорожной карты развития Uzbekistan Airports – внедрение IT-технологий в управление сетью аэропортов, реализация инфраструктурных проектов, сокращение расходов и увеличение доходов. Ряд мер уже реализован. 

«Удалось очень серьезно поработать с операционными расходами, мы их существенно снизили, благодаря прежде всего содействию президента Узбекистана, который поддержал все мои предложения по реформированию экономики аэропортов. К концу года ожидается прибыль существенно выше, чем планировалось, которую мы реинвестируем в развитие инфраструктуры и прежде всего внедрение IT-технологий. Без них очень трудно управлять большим потоком пассажиров, особенно в час пик», – отметила Рано Джураева. 

В начале ноября 2021 года АО подписало договор с российской компанией IPG на поставку и внедрение мультипортовой системы. Это базовая программа, которая должна быть в любом современном аэропорту. Она необходима для ведения плана полетов, управления слотированием, визуализации информации для пассажиров. Система сохраняет данные о прошедших рейсах и содержит информацию о предстоящих, что позволяет прогнозировать пассажиропоток. 

Для привлечения зарубежных авиакомпаний и увеличения доходов с 31 октября АО уменьшило сборы с перевозчиков в среднем на 15%. До этого с переходом на летнее расписание снижение тарифов было с 31 марта и составило в среднем 27%. Таким образом, за 7 месяцев 2021 года общий размер скидок на услуги по обслуживанию иностранных воздушных судов в аэропортах Узбекистана составил 43%. Это касается ставок за обеспечение взлета и посадки, обслуживание пассажиров на вылет и прилет, использование аэровокзала и другие услуги.

«Новая открытая политика государства отразилась на туристическом потоке, который должен быть обеспечен авиационным транспортом. А расположение наших аэропортов в трансазиатском воздушном коридоре говорит о хорошем транзитном потенциале республики. Все эти цели отражены в стратегии, которой мы следуем», – говорит Рано Фрунзевна.  

Для ускорения обслуживания воздушных судов с полутора часов до 50 минут с 1 ноября начала работу дочерняя хендлинговая компания Uzbekistan Airports Нandling. Новое предприятие будет заниматься регистрацией, доставкой пассажиров и багажа на борт, а также наземным обслуживанием воздушных судов и оказанием прочих услуг.  

В планах также есть создание дочерней структуры по развитию грузовых перевозок Uzbekistan Airports Cargo и запуск единого call-центра аэропортов страны. Совместно с компанией ARC (Германия) разрабатывается стратегия развития аэропортов до 2030 года. 

Проект №1

Главным проектом акционерного общества сегодня является реконструкция, а по сути строительство аэропорта в Самарканде. 

«Мы готовимся к принятию саммита Шанхайской организации сотрудничества (форум пройдет в Самарканде в 2022 году. – «Курсив»). Я думаю, до конца года мы закончим строительство. Будем вводить потихоньку в эксплуатацию, и, наверное, с весны уже будем обслуживаться в этом аэропорту», – отметила Джураева. 

Модернизацию и управление международным аэропортом Самарканд Uzbekistan Airports будет осуществлять совместно с компанией Air Marakanda. Соглашение о государственно-частном партнерстве было подписано в сентябре этого года.

«Они строят терминал, а мы – аэро­дром­ный комплекс», – подчеркнула Рано Джураева.  

Компания сосредоточена сегодня и на ряде других проектов. «Мы сейчас фактически строим новый аэродромный комплекс в Термезе, поскольку старый пришел в негодность. Конечно, есть планы по модернизации и других аэропортов. У нас много проектов, связанных с развитием аэропортовой инфраструктуры», – отметила глава компании.  

В этом году Uzbekistan Airports открыла новый зал вылета в международном аэропорту Ташкента, увеличив пропускную способность вдвое. Работа по модернизации терминала будет продолжена, а в планах – довести пассажиропоток до 2,5 тысячи человек в час пик.  

Вера в себя 

На вопрос о том, трудно ли быть руководителем, Рано Джураева отметила, что женщинам проще развиваться и строить свою карьеру. 

«С точки зрения руководителя, мне кажется, женщины более эффективны. У них веерное мышление, они привыкли одновременно делать несколько дел. Находясь на работе, они думают о работе. И быстрее делают, чтобы прийти вовремя к своей семье. Сейчас для женщин в стране созданы все условия. Важно, чтобы они сами в себя поверили. Я смотрю на девочек, которые приходят к нам в компанию: они говорят на нескольких языках, очень эрудированны, и видно, что за ними будущее страны. Моя карьера показывает, что если женщина хочет, то она всегда все получит», – заключила глава Uzbekistan Airports Рано Джураева.

Читайте также