309 просмотров

Объем торгов на фондовой бирже за неделю вырос до 36 млрд сумов

Но некоторые ликвидные бумаги упали в цене

Фото: Pexels

С 23 по 27 ноября объем торгов на фондовой бирже «Тошкент» достиг 36 млрд сумов, что на 18,8% больше, чем неделей ранее. Число сделок, напротив, снизилось с 850 до 762, следует из данных торговой площадки.  

Такой рост объема торгов был обеспечен четырьмя сделками прошедшими 26 ноября с привилегированными акциями «Капиталбанка» на 35 млрд сумов. Ценные бумаги были проданы по 3 936,3 сума за одну акцию  при номинале 950 сумов. 

Несмотря на рост объема торгов, котировки некоторых ликвидных бумаг упали за неделю. «Курсив» сравнил цену закрытия в пятницу 20 ноября и 27 числа. 

Цена одной простой акции АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» снизилась с 8198 до 7777 сумов (на 5,1%). Бумаги  «Кизилкумцемента» потеряли 5,5%, упав с 3495 до 3301 сума. Простые акции «Кварца» упали на 1,25%, с 3200 до 3160 сумов. Цена одной бумаги «Узметкомбината» снизилась с 32 до 30 тыс. сумов (на 6,26%). Акции «Хамкорбанка» потеряли 9,02%, упав с 26,38 до 24 сумов.  

По словам аналитика Avesta Investment Group Шодлика Назарова, «нужно учитывать, что период выплаты дивидендов тоже закончился,  поэтому многие инвесторы избавляются от бумаг или не вкладывают новых инвестиций».

Шодлик Назаров считает, что в средне- и долгосрочной перспективе потенциал роста есть у бумаг «Кизилкумцемента» и Товарно-сырьевой биржи. 

Отметим, что бумаги «Кизилкумцемента», несмотря на падение на прошлой неделе, с начала месяца выросли на 27%, с 2601 до 3301 сума. 

Ранее исполнительный директор инвестиционной компании Freedom Finance в Узбекистане Евгений Можейко рассказывал «Курсиву», что спрос на акции компаний диктуется инфоповодами эмитентов. 

 
65 просмотров

Что происходило в 2020 году с акциями Tesla

И других крупнейших мировых автопроизводителей

Фото: pixabay/ Pexels

2020 год стал для фондового рынка временем роста. Его капитализация превышает объем мирового валового внутреннего продукта. В лидерах по приросту оказались компании технологического сектора: к примеру, индекс NASDAQ Composite, специализирующийся на компаниях этой отрасли, только с января по ноябрь вырос более чем на 11%, что отражает средний прирост стоимости ценных бумаг в секторе.

В реальном секторе на фоне пандемии сложилась более сложная ситуация. Карантинные ограничения привели к спаду потребления почти по всем категориям товаров и услуг, а общее замедление экономики сказалось на покупках дорогих товаров, например, автомобилей. Подобные изменения напрямую отражаются на биржевых оценках автопроизводителей. «Курсив» рассказывает, как за этот год изменились цены на акции по отрасли и какие сюрпризы принес рынку 2020-й.

Рынок почти везде на спаде

В Казахстане, несмотря на «карантинный» год, рынок продажи новых автомобилей вырос. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за 11 месяцев 2020 года рынок вырос на 24%, до 82 683 проданных автомобилей. К примеру, годом ранее было продано чуть более 66,7 тысячи единиц автотранспорта.

Но за рубежом ситуация складывается иная. Например, в Европейской ассоциации автопроизводителей сообщают о значительном спаде: за неполный 2020-й в странах Евросоюза зарегистрировали на 3 млн автомобилей больше, чем в 2019-м. Самый большой спад произошел в странах, заметно ощутивших на себе последствия пандемии, в том числе и экономические. Так, в Италии регистрации новых авто упали на 29%, во Франции – 26,9%, а в Германии – 21,6%. Тем не менее, ситуация сейчас лучше, чем весной: в мае продажи в Испании упали на 72,7%, во Франции, Италии и Германии – примерно наполовину.

Подобная ситуация в Европе и других регионах мира отражается на биржевых оценках автопроизводителей: их котировки за год либо упали в цене, либо замедлили темпы роста (см. инфографику).

К примеру, немецкий Volkswagen, ценные бумаги которого в 2019 году выросли более чем на четверть, а 2020-м упали на 4,19%. Аналогичная ситуация у немецкой BMW – спад на 2,68%, японской Honda – на 4,3% и американской Ford Motor – почти 6%. Годом ранее акции всех из них показывали рост.

Из отобранных 10 крупнейших по рыночной капитализации автопроизводителей больше всех в цене выросли акции Hyundai Motor, Ferrari и Tesla. В случае Hyundai рост сразу на 62,71% (против 5,7% в 2019-м) можно объяснить успехами Южной Кореи, откуда родом этот производитель, в борьбе с пандемией. Эта страна, напомним, одна первых оказалась под ударом коронавируса и так же одна из первых смогла взять его распространение под контроль.

Ferrari – премиальный бренд автомобилей, которые всегда в спросе у состоятельных лиц. За 2020 год котировки ценных бумаг этой компании выросли на 36,3% (больше только у Tesla), хотя это и почти в два раза меньше показателей 2019-го, когда акции Ferrari выросли на 67,7%.

Производи меньше, оценивайся выше

Безусловным лидером среди автопроизводителей на фондовом рынке стала известная американская компания Tesla, занимающаяся производством электромобилей. 30 декабря 2020 года ее акции торговались в районе 695 долларов, хотя в начале года они были в районе всего 86 долларов. Прирост, таким образом, составил более 800%.

Пиком стоимости ценных бумаг этого производителя пришелся на середину июня, когда котировки превысили 1 000 долларов. Благодаря быстрому росту Tesla стала самым большим по капитализации автопроизводителем мира. Сейчас этот показатель равняется 658,6 млрд долларов, что больше оценки холдингов Toyota и Volkswagen вместе взятых.

При этом нужно учитывать, о сравнении каких компаний идет речь. К примеру, в 2019 году Tesla произвела рекордные для себя 367 тысяч электромобилей, в то время как Toyota тоже поставила рекорд, продав более 10,7 млн автомобилей по всему миру.

И это не первый подобный «обгон» Tesla других игроков рынка. Например, еще в апреле 2017 года эта компания обошла по рыночной капитализации Ford и General Motors – два старых крупных международных автопроизводителя.

Автопроизводители-за-год (1).jpg

 

 

kursiv_kz.jpg