408 просмотров

Фондовый рынок на взлете

Такого бешеного роста не было с 2000 года

Фото: с сайта kursiv.kz

Звезды фондового рынка засияли еще ярче, что резко выделяет их на фоне остальных компаний.

За первые три квартала текущего года взлетели в цене как минимум на 400% акции гораздо большего числа компаний, чем это было в любой аналогичный период после 2000 года. Это данные Dow Jones Market Data, основанные на анализе компаний, чья оценка на начало года превышала $100 млн.

Доминирующие позиции в этом списке занимают технологические и биотехнологические компании, а также фирмы, которые сумели извлечь пользу из изменившихся во время пандемии потребительских предпочтений. Так, акции Zoom Video Communications Inc. в этом году выросли в цене на 591%, а онлайн-ретейлер Overstock.com Inc. показал рост на 956%. Акции Tesla Inc. подорожали на 413%.

Overstock, акции которой в этом году на пике демонстрировали рост на 1677%, является наглядным примером происходящего.

Для сравнения: индекс S&P 500 в этом году вырос всего на 4,1%, а Dow Jones Industrial Average даже снизился на 2,7%. Тем не менее, в III квартале оба индекса зафиксировали рост минимум на 7% и показали лучшие результаты по итогам двух кварталов за период с 2009 года.

Мало кто сумел предвидеть такой рост, и это свидетельствует о целом ряде непривычных тенденций, наблюдаемых на рынках в текущем году. Пандемия стала причиной практически полной остановки экономической активности, и ожидается, что прибыль корпораций в этом году будет ниже на 18% по сравнению с прошлым годом – это самое резкое снижение показателя с 2008 года.

Слабая экономика и ожидания скудной доходности в различных сегментах рынка, в том числе и на рынке облигаций, вызвали огромный интерес к акциям компаний, сулившим хорошую прибыль в будущем, включая и те компании, которые на публичных рынках появились совсем недавно. Как писал The Wall Street Journal, по показателю IPO текущий год может стать рекордным, поскольку сразу после дебюта на бирже новые компании показали наибольший рост после 2000 года.

«Уровень драйва, энтузиазма и возбуждения этим летом достиг своего апогея, я ни разу не видел такого за те последние пять лет, что управляю фондом», – говорит портфельный менеджер компании T. Rowe Price Джастин Уайт; он курирует фонд фирмы, ориентированный на рост.

Во многом драйверами этого ажиотажа являются частные инвесторы, многие из которых впервые вышли на рынок во время пандемии. Зачастую эти инвесторы отдавали предпочтение акциям технологических компаний, а также акциям компаний, которые, по их мнению, выигрывают от изменений, вызванных пандемией. Именно они в последнее время обеспечивали большую часть активности на рынке – больше, чем когда-либо за последние десять лет.

Кое-кто из этих инвесторов, как и другие игроки, не просто покупают акции любимых компаний – они в агрессивной манере делают ставку на еще большую прибыль на рынке опционов, иногда даже поднимая стоимость базовых акций и способствуя росту активности на рынке деривативов.

Летом, после того как Tesla и Apple Inc. объявили о сплите, ажиотаж в отношении акций, которые и без того взлетели в этом году в цене, возрос с новой силой, спровоцировав нехарактерную динамику на рынках акций и деривативов.

В пиковые моменты 2020 года более 60 акций высокотехнологичного индекса Nasdaq Composite выросли как минимум на 400%. Однако существует очень большой разрыв между звездами фондового рынка и теми, кто проиграл. Из примерно 2500 акций, включенных в индекс, более 1000 потеряли в цене минимум 50% в наиболее сильные моменты спада.

Впрочем, в сентябре ажиотаж по поводу более широкого фондового рынка пошел на убыль, поскольку акции падали в цене на протяжении четырех недель подряд. Дестабилизирующей силой при этом стали технологические гиганты, способствовавшие росту основных индексов в предыдущие месяцы. Тем не менее, энтузиазм инвесторов никуда не исчез. Например, IPO облачного сервиса Snowflake Inc. произвело настоящий фурор: в первый же день торгов на фондовой бирже акции компании выросли в цене более чем в два раза.

Иногда это ралли сравнивают с пузырем доткомов, когда акции технологических компаний резко подскочили в цене, а затем рухнули. Согласно данным Dow Jones Market Data, сегодня в индексе S&P 500 сектор информационных технологий имеет наибольший вес, чем когда-либо с 2000 года. Между тем, значение ряда других категорий компаний, включая финансовые и энергетические фирмы, неуклонно снижается до своего минимального уровня за период по меньшей мере с 1990 года.

Бурный рост акций отдельных компаний был отчасти вызван динамичной торговлей, суть которой заключается в покупке акций компаний, показавших наибольший рост. По данным Fact Set, еще недавно в фондах, отслеживающих торговлю, находилось около $18 млрд, что примерно в 3 раза выше уровня пятилетней давности.

Некоторые инвесторы считают, что покупка акций по высоким ценам и попытка их перепродать еще дороже – далеко не простая задача. Однако этот шаг оказался оправданным, поскольку, вопреки ожиданиям, рост цены акций продолжился.

Старший портфельный менеджер FBB Capital Partners Дэвид Мальмгрен рассказывает: когда он принял решение купить в этом году акции Tesla, его коллега выразил сомнение, поскольку цена акций компании росла стремительно.

«Управляющий директор фирмы подошел ко мне и сказал: «Серьезно, мы покупаем акции Tesla за $800? Вы покупаете по максимуму… это требует смелости», – рассказывает Мальмгрен.

Однако эта позиция оказалась прибыльной, говорит он. В прошлую среду на момент закрытия торгов цена акции Tesla составила $429,01, что эквивалентно $2145,05 за акцию до сплита.

Как отмечает Уайт из T. Rowe, он упустил возможность купить акции Zoom в марте, но решил приобрести эту позицию в июне – примерно тогда, когда прибыль компании превзошла ожидания. К июню ее акции выросли на 200% с начала года.

«Я держал довольно небольшую позицию, поскольку не хотел делать героическую ставку на то, что уже могло быть пиковой величиной. Оглядываясь назад, можно сказать, что на самом деле акции были довольно дешевыми – всего $200», – говорит Уайт.

В прошлую среду, на момент закрытия торгов, цена акции Zoom составила $470,11 – она выросла на 591% с начала года.

4 полоса_WSJ-01.jpg

 

.

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.uz

 
65 просмотров

Что происходило в 2020 году с акциями Tesla

И других крупнейших мировых автопроизводителей

Фото: pixabay/ Pexels

2020 год стал для фондового рынка временем роста. Его капитализация превышает объем мирового валового внутреннего продукта. В лидерах по приросту оказались компании технологического сектора: к примеру, индекс NASDAQ Composite, специализирующийся на компаниях этой отрасли, только с января по ноябрь вырос более чем на 11%, что отражает средний прирост стоимости ценных бумаг в секторе.

В реальном секторе на фоне пандемии сложилась более сложная ситуация. Карантинные ограничения привели к спаду потребления почти по всем категориям товаров и услуг, а общее замедление экономики сказалось на покупках дорогих товаров, например, автомобилей. Подобные изменения напрямую отражаются на биржевых оценках автопроизводителей. «Курсив» рассказывает, как за этот год изменились цены на акции по отрасли и какие сюрпризы принес рынку 2020-й.

Рынок почти везде на спаде

В Казахстане, несмотря на «карантинный» год, рынок продажи новых автомобилей вырос. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за 11 месяцев 2020 года рынок вырос на 24%, до 82 683 проданных автомобилей. К примеру, годом ранее было продано чуть более 66,7 тысячи единиц автотранспорта.

Но за рубежом ситуация складывается иная. Например, в Европейской ассоциации автопроизводителей сообщают о значительном спаде: за неполный 2020-й в странах Евросоюза зарегистрировали на 3 млн автомобилей больше, чем в 2019-м. Самый большой спад произошел в странах, заметно ощутивших на себе последствия пандемии, в том числе и экономические. Так, в Италии регистрации новых авто упали на 29%, во Франции – 26,9%, а в Германии – 21,6%. Тем не менее, ситуация сейчас лучше, чем весной: в мае продажи в Испании упали на 72,7%, во Франции, Италии и Германии – примерно наполовину.

Подобная ситуация в Европе и других регионах мира отражается на биржевых оценках автопроизводителей: их котировки за год либо упали в цене, либо замедлили темпы роста (см. инфографику).

К примеру, немецкий Volkswagen, ценные бумаги которого в 2019 году выросли более чем на четверть, а 2020-м упали на 4,19%. Аналогичная ситуация у немецкой BMW – спад на 2,68%, японской Honda – на 4,3% и американской Ford Motor – почти 6%. Годом ранее акции всех из них показывали рост.

Из отобранных 10 крупнейших по рыночной капитализации автопроизводителей больше всех в цене выросли акции Hyundai Motor, Ferrari и Tesla. В случае Hyundai рост сразу на 62,71% (против 5,7% в 2019-м) можно объяснить успехами Южной Кореи, откуда родом этот производитель, в борьбе с пандемией. Эта страна, напомним, одна первых оказалась под ударом коронавируса и так же одна из первых смогла взять его распространение под контроль.

Ferrari – премиальный бренд автомобилей, которые всегда в спросе у состоятельных лиц. За 2020 год котировки ценных бумаг этой компании выросли на 36,3% (больше только у Tesla), хотя это и почти в два раза меньше показателей 2019-го, когда акции Ferrari выросли на 67,7%.

Производи меньше, оценивайся выше

Безусловным лидером среди автопроизводителей на фондовом рынке стала известная американская компания Tesla, занимающаяся производством электромобилей. 30 декабря 2020 года ее акции торговались в районе 695 долларов, хотя в начале года они были в районе всего 86 долларов. Прирост, таким образом, составил более 800%.

Пиком стоимости ценных бумаг этого производителя пришелся на середину июня, когда котировки превысили 1 000 долларов. Благодаря быстрому росту Tesla стала самым большим по капитализации автопроизводителем мира. Сейчас этот показатель равняется 658,6 млрд долларов, что больше оценки холдингов Toyota и Volkswagen вместе взятых.

При этом нужно учитывать, о сравнении каких компаний идет речь. К примеру, в 2019 году Tesla произвела рекордные для себя 367 тысяч электромобилей, в то время как Toyota тоже поставила рекорд, продав более 10,7 млн автомобилей по всему миру.

И это не первый подобный «обгон» Tesla других игроков рынка. Например, еще в апреле 2017 года эта компания обошла по рыночной капитализации Ford и General Motors – два старых крупных международных автопроизводителя.

Автопроизводители-за-год (1).jpg

 

 

kursiv_kz.jpg