76 просмотров

Как зарабатывают коллекционеры предметов искусства

В нынешние непростые времена банкиры с удовольствием принимают в залог современные шедевры

Иллюстрация: John W. Tomac

Вряд ли этот год можно назвать выдающимся для мира искусств. Однако для банков, кредитующих коллекционеров предметов творчества, ситуация обстоит совсем иначе. 

С самого начала кризиса коронавируса три крупнейших в мире аукционных домах – Sotheby’s, Christie’s и Phillips – впервые в истории начали проводить торги в дистанционном режиме. По данным Christie’s, только в этом месяце главный аукцион на площадке посмотрели 80 тыс. человек. На аукционе Sotheby’s во время торгов, где лотом выступил триптих Фрэнсиса Бэкона, был установлен рекорд на сумму $73 млн, что стало самым крупным предложением, поступившим онлайн. Впрочем, в итоге картина была продана другому покупателю, который позвонил по телефону и предложил больше.

Цены на арт-предметы не упали, однако в целом продажи на рынке искусства в этом году, вероятно, будут слабыми, поскольку аукционные дома и галереи испытывают трудности в привлечении лотов и крупных сделок. В рамках аукциона современного искусства и Вечерних торгов Sotheby’s в Нью-Йорке аукционный дом выручил $286 млн, что намного меньше прошлогодних $448 млн. Кроме того, такие ярмарки, как Art Basel, были отменены, и ни один искушенный коллекционер не хочет продавать шедевры в условиях неопределенности. По большому счету, благодаря масштабным денежно-кредитным экономическим стимулам и растущим фондовым рынкам не многим это сейчас по-настоящему нужно.

Впрочем, у подразделений таких учреждений, как Bank of America, JPMorgan Chase и Citigroup, которые оказывают услуги состоятельным клиентам, пожелавшим получить кредит под залог предметов искусства, работы должно быть много. По словам информированного источника, по мере того, как кризис стал набирать силу, состоятельные клиенты, у которых уже были открыты кредитные линии, обеспеченные коллекциями картин, начали их активно использовать. Подобные кредиты стали удобным источником наличных для тех магнатов из сферы недвижимости, чьи арендаторы внезапно прекратили платить арендную плату. Владельцы частного бизнеса поступили так же с целью справиться с краткосрочными финансовыми трудностями.

Когда ставки по кредитам снижаются, как это происходит в текущем году, спрос на кредиты под залог предметов искусства обычно возрастает. Как правило, инвесторы используют такие кредиты для того, чтобы высвободить привязанные к коллекциям миллионы долларов и вложить эти деньги в активы, которые могут обеспечить более высокую доходность. Воротилы из хедж-фондов и бизнеса по управлению частным капиталом уже давно используют кредиты под залог предметов искусства как часть своей стратегии по управлению инвестиционными портфелями, однако теперь эта тактика становится все более популярной и среди других коллекционеров. По данным Masterworks, специальной платформы для арт-инвестиций, в среднем у богатых клиентов около 6% состояния вложено в предметы искусства.

Использование кредита для обеспечения более высокой доходности имеет смысл, если учесть, что сами по себе предметы искусства имеют весьма заурядные инвестиционные перспективы. К примеру, в период с 1985 по 2018 год, по подсчетам Citi, среднегодовая доходность предметов искусства составила всего 5,3%. Современные картины, большинство из которых пользуется спросом у таких боссов хедж-фондов, как Стивен Коэн и Дэниел Леб, принесли чуть больше – 7,5%. И хотя эта категория предметов искусства по доходности значительно превзошла наличные деньги, сырьевые товары и золото, коллекционер мог бы заработать больше, если бы взял кредит под залог предметов искусства и вложил эти деньги в инвестиционный бизнес или в развивающиеся рынки, доходность которых за тот же период составила 13,9% и 10,8% соответственно.

Владелец коллекции наиболее известных послевоенных и современных произведений искусства имеет возможность занять сумму, составляющую до 50% от стоимости коллекции. Впрочем, если она несет в себе определенные риски – например, включает работы только одного или двух художников, размер предлагаемой ссуды будет меньше. Как правило, кредит в ведущих частных банках под залог картин на 1,5–3 процентных пункта выше эталонной лондонской межбанковской ставки, поэтому этот вид долга не такой уж и дешевый.

WSJ_12_Картины по номерам-1.jpg

Тем не менее в текущем году предметы искусства в качестве залога могут быть куда привлекательнее, нежели другие активы. Использование акций как залога по кредиту способно обеспечить лучшую процентную ставку, но не защищает от риска того, что рынки снова охватит волатильность и это приведет к дорогостоящему margin-call. Кредитование же под залог картин, которые оцениваются лишь раз в год, а не ежедневно (как акции) такой опасности не представляет. Также банки могут проявлять большую осторожность в тех случаях, когда в качестве обеспечения по кредиту выступает недвижимость, по крайней мере, до тех пор, пока общая картина с влиянием пандемии на стоимость таких активов, как торговые центры или офисные здания, не прояснится.

По оценкам Deloitte, под залог предметов искусства в мире выдано займов на общую сумму в размере от $21 до $24 млрд. Подавляющее большинство таких кредитов выдал в США Bank of America. Это учреждение является лидером рынка, ежегодно арт-портфель банка пополняется на $1 млрд. И хотя это лишь малая часть его кредитного портфеля в целом, банк уже занял эту привлекательную нишу.

Возможно, в конце текущего года банкам стоит проявить большую консервативность в оценке коллекций, что поможет снизить скорость прироста их кредитных портфелей. Ведь в условиях экономических спадов рынок искусства непредсказуем. К примеру, во время финансового кризиса 2008–2009 годов годовой доход от предметов искусства упал на 24,5%, что все равно было лучше, чем у акций, которые снизились на 40%. Однако рынку потребовалось почти десять лет, чтобы восстановиться после рецессии начала 1990-х годов. Вот и на этот раз ожидается, что свою ценность сохранят работы таких послевоенных и современных мастеров, как Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, тогда как работы менее известных художников остаются в зоне риска.

Как правило, картины ценятся по эстетическим соображениям либо как символ статуса. Для Уолл-стрит же хорошая новость в этом году – это то, что картины также являются полезным источником наличных денег.

Carol Ryan

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

 

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.uz

 
190 просмотров

Президент услышал рестораторов

Шавкат Мирзиёев подписал указ о мерах поддержки общепита

Фото: Светлана Середина

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ о мерах поддержки предприятий общественного питания, передает ИА УзА. Данный документ был принят после обращения рестораторов к главе государства с просьбой о помощи. Сами предприниматели считают, что власть их услышала. 

Согласно указу, до 1 июля 2021 года рестораны могут безвозмездно размещать легкие конструкции (террасы) на прилегающих свободных участках, но с оговоркой - по мере снятия карантинных ограничений. Для этого достаточно будет уведомить хокимият района или города. 

С 1 по 31 декабря 2020 года общепит освободили от уплаты сбора за право розничной торговли алкоголем и даже разрешили продавать спиртное с доставкой. 

До 1 июля 2021 года ресторанам разрешили вести торговлю с автолавок, автомагазинов, автоприцепов, автоцистерн и фудтраков. Порядок их работы будет утвержден до 1 января 2021 года.

Своим указом президент освободил предприятия общепита от оборотного налога и налога на имущество и землю. Последняя льгота коснулась также рынков, торговых комплексов, кинотеатров, предприятий общественного транспорта, спортивно-оздоровительных заведений. Снижена ставка социального налога - с 12 до 1%, а Государственный налоговый комитет не будет штрафовать за непредставление налоговой отчетности в случае просрочки не более 5 дней. 

Документ предусматривает сохранение до конца года налоговых льгот и преференций, введенных указом главы государства от 18 мая. 

Отметим, президентский указ о новых мерах поддержки ресторанного бизнеса вышел сразу после того, как владельцы предприятий общепита на встрече в Торгово-промышленной палате Узбекистана подготовили обращение к главе государства с просьбой о помощи. 

В заявлении отмечалось, что сфера общепита оказалась в затруднительном положении из-за коронавируса и ужесточения карантинных мер. Рестораторы попросили о продлении ряда налоговых льгот, увеличении штата наемных сотрудников малых предприятий, введении порядка размещения летних террас, а также продлении деятельности общепита и других развлекательных заведений до 00:00 часов.

В беседе с журналистом «Курсива» основательница ресторана Kimchi Plate Марина Тэн отметила, что рестораторы позитивно восприняли предложенный пакет мер. «У нас сложилось ощущение, что правительство нас слышит, и это очень важно, потому что прописанные меры поддержки общепита были продиктованы самой индустрией. Важно, что отклик был получен практически по всем вопросам», - заявила Марина Тэн. 

Однако некоторые проблемы, по словам предпринимателя, остались нерешенными. Например, вопрос о налоге на добавленную стоимость. По мнению Тэн, «существующий НДС сегодня не позволяет выйти общепиту из тени, потому что это очень сложный налог для отрасли, и общепит никогда не будет зачетным по НДС. Поэтому к данному вопросу нам еще предстоит вернуться», - заключила Марина Тэн.  

Коллегу по цеху в этом поддержала управляющий партнер и основательница сети кофеен «ЧайКоф» Алина Цимерман. По ее словам, НДС сегодня является основной статьей расходов предприятий общепита,  и отрасль ждет от правительства решения данного вопроса. 

Комментируя президентский указ, Алина Цимерман отметила, что для ее бизнеса очень важны «продление льготы по ЕСП и освобождение от НДФЛ моих арендодателей. Также очень здорово, что убрали ограничение по численности сотрудников. Что касается разрешения на летние конструкции, то это вообще долгожданная мера, и одна из самых больных для рестораторов. Я очень надеюсь, что к началу 2021 года разработают регламент, по которому мы сможем оформлять официально наши легкие конструкции и пользоваться ими на законных основаниях, тем самым принося пользу бюджету города», - заключила Алина Цимерман. 

Напомним, что в связи с введением новых ограничительных мер из-за пандемии коронавируса в Узбекистане с 10 июля предприятия общепита были снова закрыты, и сейчас они работают только на доставку. Cогласно решению Специальной республиканской комиссии, ограничения будут действовать до 1 августа.